Перейти до основного вмісту

Мы не собираемся воевать с еврейской общиной России

Как евреи Украины превращаются в украинских евреев, и почему российско-украинский конфликт стал и «еврейской войной»  об этом и многом другом мы говорим с главой Ваада Украины Иосифом Зисельсом. 

Иосиф, еще год назад постсоветское русскоязычное еврейство выглядело вполне монолитно – общая ментальность и исторический бэкграунд цементировали эту общность. Которая, однако, быстро распалась с началом противостояния между Украиной и Россией. Вас не удивила эта внезапность?   

Абсолютно не удивила, поскольку это, на мой взгляд, не раскол, а скорее очередная, пусть и радикальная, дискуссия результат длительного и вполне естественного процесса.  23 года назад, в момент распада СССР, все мы были советскими евреями, общим знаменателем для которых были государственный антисемитизм и минимальный багаж еврейских знаний.  С тех пор мы, евреи Украины (как и евреи других постсоветских государств) прошли со своей страной долгий путь, разделяя с согражданами надежды и разочарования, достижения и ошибки.

Чем отличались евреи, жившие в многочисленных городских гетто во Франции, Германии или Италии 500 лет назад? Практически ничем.  Средневековая модель еврейской идентичности ДАШ («Путь Талмуда») была универсальной для сотен еврейских общин Европы. Но с началом эмансипации эти общины начали постепенно «расходиться», поскольку евреи стали гражданами (а многие  патриотами) своих национальных государств. Именно тогда, 200 лет тому назад, и возникла новая терминология в обозначении различных идентичностей европейских евреев «французы или немцы Моисеева закона». У нас аналогичные процессы идут последние 25 лет что же в этом удивительного.

Хочу подчеркнуть, речь идет об изменении формы идентичности при сохранении ее еврейского содержания религии, обычаев, традиций.

Я хорошо помню дискуссию на втором съезде Ваада СССР в январе 1991 года, почти за год до распада Союза, когда часть делегатов (в первую очередь, российские) видели Ваад исключительно всесоюзной унитарной структурой с элементами «вертикального» управления, мы же «украинцы», «прибалты», «молдаване» выступали за создание Ваадов своих республик и координацию деятельности между ними. «Беларусы» и «казахи» поддержали тогда россиян посмотрите, как все это не ново и не случайно!    

Именно тогда мы начали двигаться по разным «траекториям» даже не потому, что сознательно этого хотели.  Наши страны выбирали модели своего будущего абсолютно разные и еврейские общины косвенным образом следовали этим моделям. Почти так же, как это происходило пару сот лет назад с евреями Западной Европы.

Украинский народ выбирает свою модель развития очень непоследовательно, два шага вперед шаг назад, но все же это, безусловно, «европейская модель», приверженцев которой становится все больше с каждым годом. Развитие еврейской общины всегда коррелирует с цивилизационным выбором страны проживания. И поскольку Украина развивалась противоречиво, когда часть страны ориентировалась на Восток, а часть на Запад, то и евреев не обошел этот процесс. Не будь этих противоречий, евреи Украины имели бы одну идентификационную модель, как, допустим, евреи Словакии или Хорватии. Но мы зависели от выбора своей страны так, например, евреи некоторых среднеазиатских стран попали практически в кланово-авторитарную модель и ничего с этим не могут поделать, форма их групповой идентичности должна более или менее соответствовать общепринятой в их государствах.  

То, что наши страны начали идти по разным траекториям означает, что и российские/украинские/узбекские евреи начали двигаться соответственно по своим различным  «идентификационным траекториям». Было очевидно, что если развитие стран рано или поздно приведет государства бывшего СССР к конфликту, то дискуссия не минует и их еврейские общины. 

А как же «все евреи ответственны друг за друга»? Можно ли вынести политику за скобки, когда речь идет о благополучии и безопасности общины той или иной страны?

Можно и нужно до определенной степени, пока это не противоречит национальным интересам страны, гражданами которой мы являемся. С первого дня становления независимого еврейского движения мы придерживались важного принципа международная еврейская структура не вмешивается в дела общины той или иной страны без согласования своих шагов с этой общиной. И этот принцип всегда соблюдался и в ходе конфликта между Азербайджаном и Арменией, и между Россией и Грузией.  Надеюсь, не будет он нарушен и в этот раз.

Если речь идет о еврейской общине, мы оказываем помощь евреям, стоящим по «разные стороны баррикад» это нормально. ЕАЕК, например, с первого дня российско-грузинского конфликта помогал беженцам как из Гори, так и из Цхинвали. Точно так же я готов оказывать гуманитарную помощь общинам, занимающим противоположные позиции в украино-российском конфликте. После того, как в Мариуполе, во время попытки штурма украинской воинской части погиб один из сепаратистов еврей, я позвонил в общину и предложил помощь его семье мне в грубой форме отказали. В общине не хотели принять помощь от «пособников киевской хунты», но я был готов ее оказать мне нет дела до идеологических взглядов людей, нуждающихся в поддержке.   

Да, еврейская община оказалась разделенной, так же как разделенной оказалась Украина. Но, например, в Крым уже после аннексии Ваад Украины отправил почти две тонны мацы на Песах. Никому не пришло в голову сказать, а ну их, сепаратистов.  

Аналогично, мы готовы помогать беженцам, куда бы они ни хотели направиться. Если еврей, желающий покинуть зону военных действий, видит свое будущее не в Киеве или, допустим, Израиле, а в Крыму я готов помочь ему уехать в Крым. Это не вопрос идеологии.

Позиция вполне адекватная, но почему вы тогда критикуете нейтральные заявления по поводу российско-украинского конфликта международных еврейских организаций, которые, смягчая формулировки, просто не хотят подставить под удар местную (в данном случае российскую) общину?   

Потому, что не люблю «двойной бухгалтерии». Задача евреев нести мир и знания народам, и если они не пытаются остановить войну то не исполняют свое предназначение. Всемирный еврейский конгресс не раз выступал с политическими заявлениями, осуждающими страну-агрессора, даже потенциального агрессора. Когда ВЕК принимал резолюции по Ирану, помнили ли делегаты, что там проживает 25-тысячная еврейская община, которой этот шаг может создать проблемы? Почему не возникало вопросов в отношении достаточно резких заявлений в адрес Турции, где живет 20 000 евреев?

Резолюция ВЕКа по Украине «манная каша, размазанная по тарелке» и… косвенным образом  поощрение агрессии. Ведь если ты не осуждаешь зло, то косвенно его поощряешь. Подчеркну, что речь идет не о моральном выборе лидеров Конгресса в пользу России ничего личного, только бизнес. Когда я был в Нью-Йорке два месяца назад, руководство ВЕКа собрало большую аудиторию, дав возможность мне выразить свою позицию они ей на самом деле симпатизируют, но опасаются, что это будет воспринято как линия ВЕКа (что не так), вице-президентом которого я являюсь. Опасаются по простой причине во-первых, часть лидеров зарабатывают деньги в России и не хотят портить с ней отношения.  Но даже те, у кого нет с РФ финансовых связей, остерегаются ее раздражать, а Украина в этом смысле для них опасности не представляет.  

Разногласия в ЕАЕК носят тот же характер?

В целом, да. Вполне нормально, если в крупной международной, демократической еврейской организации существуют различные взгляды по ряду вопросов. Но есть коллеги, считающие, что я не имею права выступать в защиту Украины против агрессии России, будучи одним из украинских еврейских лидеров. У некоторых из них есть бизнес в России. Так и скажите, мол, Зисельс может нанести вред нашему бизнесу. Я так не считаю, но их право так думать… А я отвечу, что весь их бизнес в России не стоит жизни даже одного погибшего на юго-востоке Украины человека. У них своя правда, у меня своя, вопрос (вполне риторический) в том, чья правда больше соответствует еврейской традиции… 

Различными способами я говорю лишь о том, как надо остановить войну, кто агрессор и кто  жертва. А нам предлагается концепция «позитивного нейтралитета», которая, по моему глубокому убеждению, безнравственна, так как уравнивает в правах агрессора и его жертву. Невмешательство «наблюдателей» это именно то, что нужно агрессору, и это предательство «наблюдателя» по отношению к жертве.

Конфликт, вернее вызов, на самом деле, носит глобальный характер. Что Израиль и мы еврейский мир, например, можем сегодня возразить Ирану в ответ на попытки создать ядерную бомбу? Украина в свое время сдала третий в мире ядерный потенциал  за гарантии безопасности по Будапештскому меморандуму.  Если эти гарантии, как оказалось, ничего не стоят, то почему Иран должен отказываться от ядерного оружия? Если сегодня, как и 100 лет назад, все в мире решает грубая сила, давайте признаем, что кто сильнее, тот и прав.

Евреи, исходя из своего исторического опыта, не понимают насколько это опасно? Или забыли, что согласно еврейскому принципу тиккун олам мы обязаны преобразовывать наш общий с иными народами мир в лучшую сторону? Почему евреи должны стоять и молчать, когда одна страна завоевывает другую?

Кстати, именно тем, что евреи всегда в каждой бочке затычка и постоянно лезут в «нееврейское» дело, стремясь осчастливить другие народы, сторонники «позитивного нейтралитета» и мотивируют свою аморфную позицию, мол, хватит нам евреев-революционеров, из-за которых весь народ огребает по полной…       

Это очень некорректный, как мне кажется, аргумент. В течение XIX века по Европе прокатилась целая волна буржуазно-демократических и национально-освободительных революций во Франции, Германии, Австрии, Италии. И во всех евреи принимали участие кто из них за это поплатился? Евреи всегда социально активны и принимают участие в социальных и национально-освободительных процессах часто по обе стороны конфликта так всегда было и будет. И каждая из сторон может привести аргументы в пользу своего гражданского выбора, причем, подкрепив их цитатами из Торы и Талмуда.  

Как была связана активность евреев в социал-демократической среде начала прошлого века с петлюровскими погромами?  Никак… Тем более, что значительная часть евреев была против большевистского переворота. Просто, когда возникла зона безвластия и безнаказанности, бандиты, а они есть во все времена, начали грабить и убивать наиболее беззащитных.

Тем более некорректно связывать тех, кто стоял на Майдане, с погромщиками эпохи Гражданской войны или убийцами гражданского населения во время Второй мировой. Почему нам постоянно нудно напоминают, мол, не помните, забыли?! Мы помним все. Но с появлением Небесной сотни Бандера и Шухевич уходят в прошлое, где и должны занять свое неоднозначное место. У Украины новые герои, и новейшая украинская история строится на пантеоне этих героев, трое из которых имели еврейские корни.

Учитывая нынешнее состояние украино-российских отношений, можно ли считать и отношения с еврейскими общинами РФ всерьез и надолго испорченными? Ведь евреи России тоже имеют право на свое понимание патриотизма…  

Мы не собираемся воевать с еврейской общиной России. Я не вижу трагедии в этой дискуссии, хоть она и не скоро закончится.  Отношения не испортились, но осложнились. Мы продолжаем общаться и сотрудничать.  Надо понимать, что еврейская община России сейчас находится в сложном положении более сложном, чем мы, хотя война идет на украинской территории. Любая внешняя агрессия реваншистского характера всегда сопровождается сворачиванием демократии в стране дабы создать видимость консолидации общества вокруг политики власти. Специфические еврейские проблемы в РФ пока не возникают, но евреи первыми чувствуют опасность «закручивания гаек» недаром из России (как и из Украины), также растет алия. Хотя там нет войны.

Евреи России, к сожалению, являются заложниками системы отношений, которая там складывается у них проявляется своеобразная форма «стокгольмского синдрома». Эта страна строит железный занавес изнутри гораздо быстрее, чем мир строит его снаружи.  Поэтому я не обращаю внимания на то, что говорят официальные российские евреи я понимаю их мотивацию. Не оправдываю, но понимаю… Как понимаю и то, что дискуссия между общиной-заложником и общиной демократической страны, которая ведет оборонительную войну, мягко говоря, затруднительна.  

Да, часть еврейских лидеров России декларирует поддержку политики властей РФ, другие молчат, и не нам их судить.  К сожалению, нет ни одной еврейской организации в России, выступившей против этой политики.  Чего не скажешь о «неорганизованных» российских евреях. Я недавно был на одном дне рождения, куда были приглашены Спиваков и Макаревич. Спивакову аплодировали после выступления, а Макаревичу до за его честную гражданскую позицию, а после как любимому исполнителю. Причем, аплодировали российские бизнесмены евреи и не евреи.

В списке поддержавших политику Путина, как и среди тех, кто ее осудил, очень много евреев. Вот где также проходит водораздел между самими российскими евреями, а не только между российскими и украинскими.

Но и по нам евреям Украины этот водораздел проходит не менее отчетливо… Путина поддерживают очень немногие, но и нынешнюю украинскую власть жалуют далеко не все…  

Украина как страна совершает сегодня очередную попытку цивилизационного выбора, часть евреев делает этот выбор вместе с ней, часть нет. Это их право. Но я все-таки думаю, что большинство евреев хотят больше в европейские реалии в правовое государство, без коррупции, лжи и насилия авторитарной власти, нежели в российские. Проблема не в поддержке той или иной власти, но в цивилизационном выборе, в выборе между прошлым и будущим.

Другое дело, что все это происходит на фоне войны, которая затрагивает и еврейскую общину, поскольку евреи живут в регионах, где идет эта война. У нас появился свой «сектор Газа» и свой «Западный берег». Донбасс это наш сектор Газа. Украине надо учиться жить в состоянии перманентной войны, потому что сама Украина не может ее остановить, а мир может, но пока не готов это сделать. И надо понимать, что когда в столице будут проходить фестивали и показы мод, то в нескольких часах езды могут идти военные действия. Так, живет Израиль, но он этому учится почти сто лет. И еврейской общине придется к этому приспосабливаться жить в состоянии рядом идущей войны.

Впрочем, есть и некоторый позитивный момент, не в войне, конечно, но в последнем полугодии украинской истории на наших глазах рождается миф о том, что украинцы отстояли свою независимость и их ближайшими союзниками в этой борьбе были евреи. Это до некоторой степени  преувеличение, но этот миф открывает большие возможности для нас и для наших детей, для всех, кто связывает свою судьбу с Украиной.

Уже прошло поколение с момента развала СССР. И с каждым годом мы украинские и российские евреи будем уходить друг от друга все дальше. Но это расхождение в формах идентичности не исключает диалога и сотрудничества, в еврейском мире много тому примеров.

Уже есть евреи, с которыми я говорю только по-украински.  Это долгий путь изменение формы идентичности, и мы находимся в его начале, но уже по-разному видим ситуацию никакой трагедии в этом нет. Мы просто продолжаем все более и более отличаться от соплеменников в соседней державе, постепенно превращаясь из евреев Украины в украинских евреев.                               

Беседовал Михаил Гольд 

Немає часу відвідувати сайт? Підпишіться на розсилку і отримуйте найважливіше в одному листі

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку